You are viewing [info]belnetmon's journal

BELNETMON - Как и почему я стеснялся, что я - белорус. Типовое детство минского ребенка. [entries|archive|friends|userinfo]
ребе Кахес Исаакович Варенхандель

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Как и почему я стеснялся, что я - белорус. Типовое детство минского ребенка. [Aug. 26th, 2010|09:34 am]
Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
[Tags|]

Уважаемые читатели!

Этим постом я завершаю работу русофобского кружка имени Эсфири Менделеевны.
Курс лекций прочитан, и теперь я бы хотел объяснить несколько моментов, уже со всей серьезностью.

В моем журнале собралась очень уважаемая аудитория, мнение которой весьма ценно. Причем, оно ценно по всем вопросам, коих мы тут уже обсудили вагон. Я устроил, в некотором роде, суровый эксперимент, открыв "кружок" и направив его в сторону этой аудитории, большинство которой - русские.

Целей работы кружка было несколько. Это рекламная, показать позиции моей страны, некоторые аспекты ее истории. Но основная цель - это изучение отношения русских к тем или иным спорным историческим аспектам, масса из которых противоречивы в русской и белорусской версиях истории.

Все ответы на вопросы я получил и благодарен читателям за терпение, гнев и другие реакции. Из-за особенностей моего характера, подача материала проходила жестковато, я не спорю, часто в форме "наброса". Но тут ничего поделать не могу - такой характер :)
Также я еще раз подчеркиваю, что никого лично я не хотел обидеть этими постами, и если так получилось - я прошу за это прощения.

Напоследок я приведу факты, которые объяснят и раскроют мое отношение к этим темам. То есть этот пост будет направлен к самому себе. А эпиграфом будет вот такой диалог, типичный для Минска 1950..1990 годов:


...Молодая мама с сыном. "Саша, у каго есть машинка?" - спрашивает мама, указывая
на игрушечную машинку. "У мяне" - отвечает сын. "Саша, нужно говороть "у меня",
а не "у мяне". Это же город, а не деревня!". Затем говорит другим матерям:
"Он у меня две недели у бабушки в деревне провел. Никак не отвыкнет от белорусского"...


Я воспитывался в советской школе союзной республики СССР. В отличие от российских, в наших дневниках было еще две строки - Белорусский язык и Белорусская литература. Два ненавистных всем белорусским детям предмета.

С молоком матери каждый белорус, родившийся после войны, впитывал одну истину, которая невидимой нитью пронизывала все вокруг:

"Все русское - лучше"

Посмотрите, какой красивый русский язык. Посмотрите, как прекрасно пишут русские писатели и поэты. Почитайте Пушкина. Почитайте Лермонтова. Почитайте славную российскую историю. Это звучало постоянно, часто даже открыто, на уроках истории и литературы. Это не шутка и не преувеличение! Многие подтвердят мои слова.
В сравнении с русской белорусская литература была настоящим унылым говном. Мало того, в полностью русифицированном Минске образца 198х года было слабо понятно, для чего мы тратим время и все это учим??? Многих это раздражало, и счастьем было получить освобождение (!) от изучения белорусского. У нас в классе таких счастливчиков было трое.

Я все детство искренне жалел, что я не русский, и что я родился в Минске, а не в Москве. Уверен, что многие белорусы из моего поколения чувствовали что-то подобное.

Особые позиции занимал белорусский язык. В моем детстве у всех он четко ассоциировался с малообразованностью, неграмотностью. Так говорили, как правило, жители деревень, разные бабки-дедки, которые "просто не знали, как правильно говорить - у них ведь по 3 класса образования". И уж конечно, в кошмарном сне не представлял разговора на белорусском в городском быту. Это было немыслимо!

Это теперь моя жена, учитель белорусского, рассказывает, как специально были подобраны школьные программы. Как из творчества наших поэтов были отобраны только их советские заказные и самые унылые стихи, а учебник истории БССР был написан так, что хотелось тошнить. Да и каждый белорусский ребенок знал, что до 1917 года у БССР не было никакой истории - только благодаря России нас сняли с деревьев и научили грамоте.

Начиная с 1990 года к нам понемногу возвращается историческая память. Открываются тексты, старые учебники истории, которые были вообще запрещены. Поэты, которых у нас не печатали, а те, которых печатали, оказывается, писали в пять раз больше стихов, а мы их не видели в наших школьных учебниках. Стало многое понятно, почему была выстроена именно такая система образования.

За 20 лет белорусский не стал языком всеобщего общения, нет. Но он перекочевал в другую нишу - стал языком просвещенной интеллигенции. Мне приятно, что практически все мои белорусские знакомые свободно им владеют и переходят на него при первой же возможности. Такая маргинальщина меня вполне устраивает, и я считаю это огромным достижением и бесконечным прогрессом. А к маргинальщине и так не превыкать :)
Прогрессивным ведь всегда было меньшинство.. Да, а за последние 20 лет в деревнях теперь все считают, что они говорят на русском :)

Надеюсь, что я объяснил свою позицию, и никто из российских френдов не держит на старого националиста Кахеса обиды :)

Ну для белорусских френдов у меня будет другая фраза: Жыве Беларусь!
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: [info]altmind
2010-08-26 06:46 am (UTC)

(Link)

очень напрасно вы отказываетесь от своей позиции. русские построили такое государство, которое ничего кроме русофобии не вызывает.
[User Picture]From: [info]g_rub
2010-08-26 06:51 am (UTC)

(Link)

В мире есть государство, не вызывающее при ближайшем рассмотрении соответствующую фобию? Назовите!

Россияне тут в глобальном смысле ничем от остальных не отличаются (за исключением того, что варианты тараканов у каждого государства могут быть свои и даже уникальные).
[User Picture]From: [info]lazyest
2010-08-26 06:48 am (UTC)

(Link)

Alez nac toe zycce (:
[User Picture]From: [info]npocmu
2010-08-26 06:52 am (UTC)

(Link)

Стыдно признаться, но что делать: получил по блату освобождение от белорусского языка в старших классах.

В оправдание могу сказать одно: инициатива была не моя, а родителей.
[User Picture]From: [info]belnetmon
2010-08-26 06:57 am (UTC)

(Link)

А чего стыдного? Я говорю - это был предмет зависти, такое освобождение :)
[User Picture]From: [info]zelanton
2010-08-26 06:57 am (UTC)

(Link)

Ребе вдруг узнал, что он на самом деле - каноничный русский?
[User Picture]From: [info]belnetmon
2010-08-26 06:59 am (UTC)

(Link)

никого русских в роду не было. Чурка нерусская до мозга костей :)
[User Picture]From: [info]golomeen
2010-08-26 06:59 am (UTC)

(Link)

Под занавес мое стандартное пожелание: отделяйте мух от котлет всегда и везде.
По-хорошему русские тоже страдали от школьных программ и от комплексов не-москвичей. Безусловно, у вас это отягощено еще и (анти)национальным колоритом.
Мне впервые в голову пришло что "независимость" которую все хССР праздновали в 90е или празднуют поныне, имела смысл и для России. Но приобрела ли она ее в конечном итоге? Как и у каждой из республик, чудовище независимости у нас свое. Вот бы убить этих чудовищ...
Весь былой багаж и тяготы той жизни не оставляют нам пока шансов ощущать независимость строго первобытно, на уровне свой-чужой. Это наша общая беда, как мне кажется. Причем как в прошлом, так и в будущем.
И без разделения на государство и отдельных граждан, наши эмоции по отношению не друг к другу, но к государствам ни к чему кроме войны не приведут. Так может пусть Пу и Лу срутся отдельно от нас?
[User Picture]From: [info]belnetmon
2010-08-26 07:01 am (UTC)

(Link)

"комплексов не-москвичей." - это шутка или реально такое было??
[User Picture]From: [info]perplexed_bear
2010-08-26 07:08 am (UTC)

(Link)

А вот даже соглашусь, хотя в своём посте излагал свою позицию по отношению к современному белорусскому языку.

Таки да, программы что по истории Беларуси, что по белорусской литературе были УГ. И, честно говоря, если б не отношение к белорусскому языку в семье - было бы со мной ровно то же, что описывает уважаемый Кахес. Но - именно благодаря родителям я не получил освобождение от белорусского языка (хотя и имел на это право), и мама, филолог русского языка, одинаково требовательно относилась к правильности как русского, так и белорусского языков. И с книгами то же самое - не "коммунистические" вещи, а исторические, любовная лирика (кстати, до сих пор тащусь от любовной лирики Максима Танка).

Но - как я сказал, ситуация с белорусским языком сейчас гораздо более аховая - он действительно становится маргинальным языком интеллигенции, но - именно языком тусовки. Массовых произведений на нём нет и не предвидится, тусовочные литераторы надувают своё ЧСВ и пытаются ваять "шедевры". Это может сослужить белорусскому языку гораздо худшую службу, чем в советском периоде.
[User Picture]From: [info]measles
2010-08-26 08:18 am (UTC)

(Link)

Шкада, я думаў што ідэя маргіналізацыі - гэта мае ўласныя тараканы. Я баюся таго ж самага.
[User Picture]From: [info]dair_spb
2010-08-26 07:12 am (UTC)

(Link)

Поймите главное, ребе.
В русских школах (а мы с вами ровесники, как я понимаю, примерно) мы точно так же не любили русскую литературу. Точно так же в состав русской литературы была включена всякая нудятина, и только существенно более потом оказалось, что Есенин писал про ебать баб, у Гоголя есть отнюдь не только "Мертвые души", а вообще писателей столько, что всех их в школьную программу впихнуть попросту невозможно.

Программы белорусской литературы составляли отнюдь не Москве, ребе. Составляли их в Минске. Люди, которые на тот момент считались сведущими в белорусской литературе. Предположу, белорусы. Просвещенная белорусская интеллигенция.
[User Picture]From: [info]theiced
2010-08-26 07:17 am (UTC)

(Link)

как будто у нас русской литеартуры не было, ага. два раза. мы бы не выросли полноценными совками без величия пушкина.
[User Picture]From: [info]jdevelop
2010-08-26 07:19 am (UTC)

(Link)

а я вот скажу другое - местная насильственная украиницация и "украина родина слонов" а также "энштейн был украинцев" вызывает точно такие же чуйства, только чуть наоборот.

все зависит от подачи материала, и париться по политическим или наци анальным вопросам я себе запретил лет так пять тому взад, ибо все это есть ложь, пиздежь и провокация.

заместитель религии, опиум для народа, которым ебучее правительство ебучих посткомсомольских пидарасов с тремя коридорами образования пытается заткнуть рот и перевести стрелки с реальных проблем на выдуманные

особенно грустно, когда образованные люди ведутся на эту клюкву "ах, нас притесняли, ах - запрещали, ах - поэты" - и при этом их продолжают ебать в жопу, но уже в реальном мире.
From: [info]dmzlj
2010-08-26 07:22 am (UTC)

(Link)

о. +1. наконец-то.
[User Picture]From: [info]aamonster
2010-08-26 07:24 am (UTC)

(Link)

Ребе, насчёт школьной программы - вы таки думаете, что в РСФСР школьная программа по русской литературе была намного лучше? Если да - то я не могу себе вообразить, на что была похожа белорусская программа.

Общая тенденция советской школы: дети любят читать не благодаря, а вопреки школьной программе.
[User Picture]From: [info]belnetmon
2010-08-26 07:35 am (UTC)

(Link)

Ребе, у нас это было еще страшнее, как я описал. И с окрасом.
Интересно бы узнать, как обстояло дело в украинских школах..
(Deleted comment)
[User Picture]From: [info]kisa_anuta
2010-08-26 07:45 am (UTC)

(Link)

Жыве вечна!

Мы будем скучать по Эсфири Менделеевне...
[User Picture]From: [info]belnetmon
2010-08-26 08:00 am (UTC)

(Link)

я боюсь, что эта вредная тетка может таки не выдержать и вылезти :)
[User Picture]From: [info]metaclass
2010-08-26 07:56 am (UTC)

(Link)

С белорусским языком был адов пиздец, несмотря на то, что я до школы читал книжки на белорусском - я не мог на нем правильно писать. С литературой то же самое, да - преподавали мрак. Хотя и в русской литературе тоже мрак. Т.е. нормальная литература не преподавалась вообще, максимум - в виде внеклассного чтения.
[User Picture]From: [info]paval
2010-08-26 07:57 am (UTC)

(Link)

Сп. Белнетмон відавочна заслугоўвае быць прадстаўленым да ордэна сьвятога Зянона першай ступені - за умацаваньне культурных сувязей з Расеяй і цыкл лекцыяў "Русофобский кружок имени Эсфири Менделеевны". Выдатны цыкл атрымаўся. Жыве! :-)
[User Picture]From: [info]belnetmon
2010-08-26 08:01 am (UTC)

(Link)

дзякуй :)
[User Picture]From: [info]trueblacker
2010-08-26 08:25 am (UTC)

(Link)

"война окончена. всем спасибо, все свободны." (с)
а так же
"театр закрывается. нас всех тошнит" (с)
[User Picture]From: [info]faith_forven
2010-08-26 08:36 am (UTC)

(Link)

А у меня до 8 класса все предметы были на белорусском. Потом перешла в математический.
Почему-то у многих наших людей закрепился стереотип о том, что некоторые предметы, преподавай их на белорусском языке, понять невозможно.
...Но поляки же как-то изучают физику на польском, а чехи - на чешском.
[User Picture]From: [info]sai17
2010-08-26 08:54 am (UTC)

(Link)

И что удивительно - на русском! Я тут было по работе покопался в современных англоязычных научных публикациях о материалах для полупроводниковой промышленности, за голову схватился: половина терминов в русском - это хреновая калька с английского, а половина ВООБЩЕ не переведена!

Что после этого сказать про палец в носу...
[User Picture]From: [info]sai17
2010-08-26 08:50 am (UTC)

(Link)

Ч0рт, жалко-то как закрытый кружок! Вы там у себя в Минске хоть в оффлайновых подвальчиках можете душу отвести, а в онлайне вообще теперь останется по Маяковскому только "б... с хулиганом да сифилис".

Буду скучать.
[User Picture]From: [info]fraks_nsk
2010-08-26 09:17 am (UTC)

(Link)

Я не воспринимал белорусов в отрыве от русских. Достижения русских - это достижения и белорусов тоже. Для меня подмножество белорусов - это часть множества русские.
[User Picture]From: [info]fantaseour
2010-08-26 09:22 am (UTC)

(Link)

сейчас они хотят побыть одни. не будем им мешать.
[User Picture]From: [info]fantaseour
2010-08-26 09:27 am (UTC)

(Link)

я тоже завидовал жителям республик, что они знают свой родной язык и русский. что-то в этом было, как мне казалось.

и еще. я помню первые годы существования РФ. Я только в институт поступил. И для нас инглиш был вполне такой "для цивилизованной интеллигенции". Много чего можно было прочитать только по-английски. Было модно читать худ лит по-английски. Мы в AD&D гамались по ксерокопированным английским мануалам, и в обиходе было "райзить андедов", да и сейчас в каком-нибудь варкрафте многим русский перевод, кажется корявым. И как-то ничего -- не выросло такой обиды.

Мне кажется с языком все-таки все у вас устаканится, особенно раз он стал таким элитным :) Придет время и будем с вами по-белорусски общаться.
[User Picture]From: [info]fantaseour
2010-08-26 10:00 am (UTC)

(Link)

Вот Вам, кстати, свеженький пруф:
http://cd-riper.livejournal.com/297557.html

Вот, вот, вот!
Я не могу передать словами то отвращение, которое у меня вызывает "русский" Photoshop или Visual Studio!


и я полностью согласен :)
[User Picture]From: [info]beliashou
2010-08-26 09:52 am (UTC)

(Link)

Рэбе,а чаму Ваш пост на расейскай мове?
[User Picture]From: [info]measles
2010-08-26 10:19 am (UTC)

(Link)

Ён некалькі пастоў таму мне адказваў: мілагучная цудоўная беларуская мова для дому. А вось для папулярызацыі беларускай ідэй - суворыя будні рускай.
[User Picture]From: [info]victogan
2010-08-26 10:51 am (UTC)

(Link)

Жыве!
[User Picture]From: [info]victogan
2010-08-26 11:22 am (UTC)

(Link)

Ребе, а что следует сделать чтобы вспять всё повернуть?
[User Picture]From: [info]belnetmon
2010-08-26 11:25 am (UTC)

(Link)

в каком смысле?
[User Picture]From: [info]craft37
2010-08-26 12:31 pm (UTC)

Есфирь Менделеевна, что ж вы так

(Link)

Требую продолжения проведений кружков!
[User Picture]From: [info]belnetmon
2010-08-26 12:36 pm (UTC)

Re: Есфирь Менделеевна, что ж вы так

(Link)

да, щас меняем тэг на "Слава России" и продолжаем в совершенно том же ключе :)
[User Picture]From: [info]webzuper
2010-08-26 01:00 pm (UTC)

(Link)

Давайте просвещайте дальше.
Это на самом деле интересно.
[User Picture]From: [info]belnetmon
2010-08-26 01:55 pm (UTC)

(Link)

Просвещать - да. Но не в формате срача :)
[User Picture]From: [info]golub
2010-08-26 03:08 pm (UTC)

(Link)

Вайме, ребе, ну ви таки огорчаете.
[User Picture]From: [info]mihhas_barada
2010-08-26 07:01 pm (UTC)

(Link)

у меня тоже было освобождение от беларускай мовы. когда она (мова) появилась в моём расписании - уж не помню, какой это был класс, - детей военных автоматоматически освободили. я тогда ещё в Могилёве жил. моя мать (а она родом из совершенно русскоязычной Ветки) даже немного повозмущалась тогда, что я согласился на это освобождение. но в детстве не очень хотелось оставаться в школе на лишний урок, когда все остальные пашковские одноклассники (кроме одного "неосвобождённого" гражданского пацана, с которым мы не очень дружили) толпой ехали домой в военный городок.
а в начале девяностых, когда я учился в седьмом классе, я первым среди детей военных стал ходить на уроки беларусского языка.

впрочем, самые ранние мои сознательные попытки перейти в быту на беларусский были лет в пять, у бабушки в деревне. бабка у меня была "заслужаны настаўнік БССР".

кстати, среди некоторых военнослужащих руССкого происхождения беларусофобские настроения были очень сильны. помню, военрук в школе, уже в Минске, так возмущался тем, что его дочь должна "коверкать свою речь", что хотелось этому быдлу рожу начистить.

а литература в школе восьмидесятых годов практически вся была отстойная - что русская, что беларусская.
[User Picture]From: [info]sanek_ham
2010-08-27 05:05 pm (UTC)

(Link)

Кстати, справедливости ради, надо отметить, что бел. мова и бел.литература давались намного легче чем русские предметы. По крайней мере у меня, у троечника, по белорусским предметам всегда была стабильная четверка. Это же наблюдалось и у остальных учеников моего класса.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>